936
Высокосернистая нефть исчезнет из магистральных трубопроводов

21 сентября 2006
Ценовой дифференциал между российским сортом Urals и эталонным сортом Brent, торгующимся на Лондонской нефтяной бирже, не всегда был существенный. На протяжении ряда лет указанная разница составляла 1-2 доллара за баррель, однако в последнее время она значительно увеличилась. Общий объем недополученных в результате этого доходов бюджета по разным оценкам составляет от $ 3,5 до 5 млрд. в год.
«Цена на нефть марки Urals уже сейчас определяется довольно свободно. Добавление еще одного рынка к этому процессу не сильно повлияет ни на цену, ни на процесс ее формирования», - считает аналитик ИК «АТОН» Артем Кончин. «Какой-либо дисконт все равно будет», - согласен аналитик ИК «Солид» Денис Борисов. - Если правительство действительно хочет убрать эту маржу, то делать это надо исключительно за счет повышения качества российской смеси».
Эксперты сомневаются, что в ближайшее время биржа заработает в полном объеме. «Для того, чтобы контракты на Urals успешно торговались, нужны объемы. Пока я не слышал, чтобы наши нефтяники были готовы поставлять нефть под эти контракты», - отметил Денис Борисов. Поставки.
Впрочем, совсем безрезультатным подобный шаг тоже считать нельзя. Аналитик ИК «Русские Фонды» Дмитрий Мангелев считает, что с появлением новой площадки, спред может сократиться за счет доли затоваривания Urals. «Основной объем российской нефти поставляется в Европу и сейчас наблюдается определенное затоваривание маркой Urals. Спред в цене вызван не только тем, что Urals по качеству хуже, чем Brent, но и тем, что ее просто много», - пояснил аналитик.
Но потенциальная проблема качества экспортной российской нефти состоит в том, что в трубу, по которой «Транснефть» качает нефть западным потребителям, попадает и легкая нефть с Сибирских месторождений, и высокосернистые углеводороды из Татарстана и Башкирии. Из–за этого сибирские нефтяники теряют в цене за поставленную нефть. Этой проблемы торговля фьючерсными контрактами Urals в Нью-Йорке не решает.
По словам Артема Кончина, единственный путь улучшить качество российской смеси – исключить высокосернистую нефть из экспортной трубы, но это слишком радикально, экономически не выгодно и нецелесообразно. Маловероятно, что подобный шаг будет одобрен правительством.
Татнефть ищет альтернативу
«Татнефть» нашла более приемлемый способ улучшения качества своей нефти – переработку на «Нижнекамском НПЗ» мощностью 7 млн. тонн, после которой в трубу будет поступать нефть, примерно аналогичная по своим характеристикам Siberian Light. Таким образом, компания уменьшает свою зависимость от системы «Транснефти». Однако нефтеперерабатывающий комплекс будет построен только к 2009 году. Кроме того, по словам Государственного Советника Президента РТ по недропользованию, нефти и газу Рената Муслимова, объем добычи высокосернистой тяжелой нефти в Татарстане к этому времени будет составлять около 16,5 млн. тонн в год. Поэтому в Правительстве Татарстана прорабатывается вопрос строительства еще одного нефтеперерабатывающего завода мощностью 5 млн. тонн и реконструкция «Нижнекамского НПЗ», перешедшего в конце 2005 года от «Татнефти» группе компаний «ТАИФ».
«ТАИФовский бензиновый завод не предусматривает переработку высокосернистых нефтей. Если мы захотим на нем перерабатывать высокосернистую нефть, то нам придется его ломать и практически строить заново, - пояснил г-н Туктаров. – Реконструкция, естественно, будет, потому что ЭЛОУ свыше 30 лет. Но она не приведет к тому, что на заводе можно будет 100%-но перерабатывать тяжелую нефть».
Впрочем, по мнению Рената Муслимова, маловероятно, что федеральное правительство на это пойдет. Ведь «Татнефть» уже получила от федералов средства из инвестфонда и значительные налоговые послабления.