наверх
655

Укрепление рубля больше не вредит отечественному производителю

04 апреля 2003

Глава Центробанка Сергей Игнатьев попытался доказать верность избранной ЦБ политики снижения инфляции за счет роста реального курса рубля. Выступая на конференции "Модернизация экономики России", Игнатьев рассказал о данных исследования, которое доказало, что промышленные производители уже не ощущают курсовых колебаний, и незначительное укрепление рубля не наносит им вред.

Участники конференции не разделяют точку зрения председателя Банка России, но признают, что при высоких ценах на нефть сдержать укрепление рубля одной денежно-кредитной политикой невозможно.

Высокие мировые цены на нефть поставили Центробанк в крайне тяжелое положение. Банк формировал денежно-кредитную политику из расчета, что средняя цена нефти в 2003 году составит $21.5/баррель. В первые три месяца средняя цена барреля Urals составила $26-27, в результате ЦБ пришлось купить у экспортеров не $1.5 млрд., как планировалось, а $7 млрд. Возможностей для стерилизации растущей рублевой массы у ЦБ крайне мало, а главный инструмент - привлечение депозитов коммерческих банков - малоэффективен. По мнению Сергея Игнатьева, более действенным способом стерилизации стало бы повышение налоговой нагрузки на экспортеров углеводородного сырья. В частности, он предложил изменить (сделать более крутой) шкалу экспортных пошлин, которые повышаются в зависимости от уровня мировых цен на нефть. "Но, очевидно, есть политические причины, препятствующие принятию такого решения", - заключил глава ЦБ.

Перед Центробанком поставлена политическая задача снизить годовую инфляцию до 12% и не допустить роста реального курса рубля (номинальный курс с поправкой на инфляцию) более чем на 6%. Игнатьев уверен, что эти задачи ЦБ, несмотря на высокие цены на нефть, выполнит. Он, правда, признался, что подтверждающих такую уверенность расчетов нет, а есть только его личное "мотивированное суждение".

Сдерживание укрепления рубля и снижение инфляции экономисты считают трудносовместимыми задачами. Чтобы покупать валюту, Банк России печатает рубли, это приводит к усилению инфляции. Если ЦБ не будет покупать доллары, инфляция может быть несколько ниже, но тогда укрепится рубль. "Центробанк оказался между Сциллой и Харибдой. Слабый рубль - инфляция и уменьшение реальных доходов населения. Крепкий рубль - угроза для промышленности", - сказал председатель наблюдательного совета ИК "Ренессанс Капитал" Александр Шохин. Дорогая национальная валюта вредит промышленности, снижает конкурентоспособность произведенных ею товаров и приводит к росту импорта. Советник президента Андрей Илларионов видит прямую зависимость между валютным курсом и темпами промышленного производства. "На добывающих отраслях динамика валютного курса сказывается слабо, но для производителей продукции с высокой добавленной стоимостью зависимость существенная, - объясняет Илларионов. - В мае-июле 2002 года реальный курс рубля снизился из-за роста курса евро, и именно в этот период был зафиксирован максимальный рост производства. Осенью ситуация изменилась: рубль стал укрепляться, темпы производства упали". В марте 2003 года, по оценкам Илларионова, рубль укрепился на 2%, что неизбежно скажется на промышленных производителях.

Сергей Игнатьев привел результаты исследования, которое доказало, что валютный курс больше не оказывает такого влияния на промпроизводство, как это было после кризиса 1998 года, когда резкая девальвация рубля послужила локомотивом роста промпроизводства. Сейчас изменения курса незначительны, а укрепление рубля по отношению к доллару (в прошлом году - на 6%) компенсируется его удешевлением по отношению к евро (на 7% в 2002 году).

"Пока это влияние не чувствуется, так как укрепление идет равномерно и по отношению к евро рубль дешевеет. Но если еще два года такая тенденция сохранится и для промышленности не будут созданы иные факторы конкурентоспособности, мы можем подойти к ситуации 1997 года, когда курс рубля был существенно завышен, а потом произошла резкая девальвация", - предостерегает Александр Шохин. Ректор Академии народного хозяйства Владимир Мау называет политику укрепления рубля рискованной. По его мнению, она может закончиться "либо блестящей победой, либо поражением".

А научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин считает, что у ЦБ нет иной возможности сдержать укрепления рубля, кроме "примитивного увеличения денежной массы". С ним солидарен Андрей Илларионов, который уверен, что предотвратить укрепление рубля, не вызвав при этом инфляцию, могут только высокий профицит и стабилизационный фонд, который будет аккумулировать сверхдоходы от экспорта нефти в период благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. Эксперты Бюро экономического анализа пришли к выводу, что промышленности вредят и высокая инфляция, и укрепление рубля. Но оба этих показателя - во всяком случае, в течение нынешнего года - будут определяться не денежными властями России, а ситуацией на мировых рынках нефти.
Вернуться в ленту