Топ-100 деловой элиты: кто выжил в 2009 году?

11 января 2010
Первый рабочий день в нынешнем году мы начинаем с публикации рейтинга деловой элиты РТ. Он был составлен по итогам четвертого квартала ушедшего 2009 года, но в какой-то степени его можно считать подведением итогов за год. В кризисный 2009 кто дожил до конца года, тот, можно сказать, и победил.
В конце года, судя по оценкам наших экспертов, возникли некоторые новые тенденции. А именно: вокруг многих компаний, которые были весь год на слуху в связи с кризисом, появилась большая степень определенности – в каких-то случаях в положительном смысле, в каких–то случаях – не очень.
КАК СОСТАВЛЯЕТСЯ РЕЙТИНГ
Напомним читателям технологию составления нашего топ-100. Он готовится по заказу газеты "БИЗНЕС Online" ведущей социологической компанией Татарстана - Центром аналитических исследований и разработок (ЦАИР) под руководством доктора социологических наук Александра Салагаева в содружестве с компанией "Парадигма консалтинг". Рейтинг делается по итогам квартала. В 2008 году он публиковался трижды - в июне, октябре и декабре. В прошлом году "БИЗНЕС Online" опубликовала рейтинг в апреле, июле, октябре – по итогам первого, второго и третьего кварталов.
Специально для рейтинга деловой элиты Татарстана разработана методика, которая основана на мнениях 15 экспертов из Казани и Набережных Челнов, представляющих предпринимательское сообщество, власть и СМИ. Эксперты оценивали влиятельность участников топ-100 по шести критериям, таким как менеджерский профессионализм, авторитет среди коллег, значимость предприятия для экономики республики, лоббистские возможности, влияние на СМИ и успешность антикризисных мер, принимаемых предприятием.
ПЕРЕТАСОВКА В ПЕРВОЙ ДЕСЯТКЕ
В первую очередь стоит обратить внимание на оценку в конце года первой десятки "тяжеловесов" нашего топ-100. Тем более, что в ней произошел ряд небезынтересных изменений. Первое и второе место, как и в предыдущем рейтинге, занимают соответственно бессменный лидер топ-100 Шафагат Тахаутдинов (Татнефть) и ни разу не выпадавший в течение года из "большой тройки" Сергей Когогин (КАМАЗ). Третье на этот раз занял гендиректор Татэнерго Ильшат Фардиев. Интересно, что это произошло на фоне передачи энергетиками части своих мощностей в пользу ТАИФа - в частности, Нижнекамскнефтехима, чей шеф Владимир Бусыгин, кстати, уступил третье место Фардиеву.
Очевидно, наши эксперты оценили сделку не столько как победу ТАИФа, сколько как успешное решение главного энергетика Татарстана. Поскольку неизвестно еще, кто остался в большем выигрыше – нефтехимики, которые покупая ТЭЦ, создают себе новые долги, или энергетики, которые избавились от необходимости вкладываться в модернизацию этих объектов.
Однако у ТАИФа есть действительно крупная победа – в декабре, наконец, появилась ясность вокруг кредита Сбербанка, который получат ТАИФ и Казаньоргсинтез под госгарантии. Безусловно, эта сделка оценена в первую очередь как успех гендиректора ТАИФа Альберта Шигабутдинова – он по-прежнему остался на пятом месте топ-100, однако, при этом заметно выросла средняя оценка менеджерского профессионализма и успешности антикризисных мероприятий, принимаемых на предприятии. Безусловно, что Шигабутдинов персонифицирует собой весь ТАИФ (для посвященных известно, что системообразующая в РТ группа пользуется сильной поддержкой руководства республики, которое приложило максимум усилий для спасения ТАИФа в кризис).
В то же время гендиректор Казаньоргсинтеза Леонид Алехин, напротив, переместился с 14 на 22 место. Оценить это можно просто: во всей истории с реструктуризацей долгов КОСа Алехин держался в тени и избегал каких-либо публичных заявлений. Более того, в экспертных кругах он считается сторонником линии максимальной, мягко скажем, интеграции с Газпромом.
Отметим другие изменения в первой десятке рейтинга. Ее замыкает генеральный директор Казанского вертолетного завода Вадим Лигай, впервые попавший в десятку "тяжеловесов". Причина на поверхности – КВЗ весь 2009 год был источником позитивных новостей, и в целом предприятие работало настолько успешно, что казалось, будто кризис его никак не затронул.
Несколько ухудшил свои позиции Геннадий Захаров (12 место), управляющий отделением банк "Татарстан" Сбербанка России – он покинул десятку лидеров. Что и неудивительно – татарстанский Сбер в последнее время все чаще становится объектом критики властей, в частности, Нацбанка РТ и, как недавно выяснила газета "БИЗНЕС Online", из донора татарстанской экономики неожиданно банк превратился в пылесос, впервые став вкладывать в нее меньше денежных средств, чем поглощать.
Резко улучшились позиции шефа Нижнекамскшины Радика Ильясова, который переместился с 10 на 7 место. Такое отражение в рейтинге нашло открытие в Нижнекамске нового производства шин мощностью 1,2 млн. штук в год по технологии германской Continental. Еще в начале 2009 года руководство компании жаловалось на сотни тысяч непроданных шин, но теперь оно преисполнено амбициозных планов, даже несмотря на продолжающийся спад на авторынке.
СОХРАНИТЬ ЛИЦО
В остальной, большей части рейтинга произошло немало изменений, связанных в первую очередь с антикризисными действиями топ-менеджмента предприятий.
В некотором роде сюрпризом стало перемещение руководителя ТрансТехСервиса Вячеслава Зубарева с 43 сразу на 14 место. По всей видимости, таким образом эксперты оценили инициативы, которые ТТС проявил в конце года. Во-первых, компания стала дилером марки Фольскваген, которую многие годы в РТ монопольно представляла группа "Нур" Маннафа Сагдиева. Во-вторых, в это же время ТТС стал единственным в РТ авторизованным дилером другой известной марки – Лексус. Иными словами, в кризис, пока другие игроки пытаются хотя бы просто удержаться на падающем авторынке, Зубарев избрал стратегию активной экспансии.
Представляет немалый интерес оценка антикризисных инициатив других бизнесменов. Владелец группы "Нур" Маннаф Сагдиев, находившийся на грани вылета из топ-100, перешел с 95 на 83 место. На это повлияли два фактора. Первый – Сагдиев смог урегулировать конфликт с покупателями автомобилей "Фольскваген" и "Шкода" в своих автосалонах и Фольксваген Груп Рус, а также найти некоего загадочного покупателя из Швейцарии на активы своей группы. Судя по официальным комментариям руководства "Нур", у него появился шанс таким образом спасти компанию от фактического банкротства.
Александр Сергеев, директор другой проблемной компании, несмотря на фактическую кончину сети магазинов бытовой техники "Александр Лтд" под грузом неподъемных кредитов, как ни удивительно, также улучшил свои позиции, поднявшись с 70 на 55 место. Один из самых харизматичных татарстанских предпринимателей стал, пожалуй, едва ли не единственным, кто откровенно рассказал, что произошло с его компанией в 2009 году и - что особенно важно – не теряет надежды на воссоздание бизнеса. Во многом история Сергеева стала примером для тех, кто в кризис столкнулся с аналогичными проблемами. Как выясняется, потеря бизнеса не всегда означает потерю лица – в случае с Сергеевым как раз даже наоборот.
КТО САМЫЙ ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ?
В конце года мы решили проанализировать, кто самый влиятельный в Татарстане, если брать отраслевую структуру топ-100. Удивительно, но наша нефтяная/нефтехимическая и аграрная республика по-прежнему остается машиностроительной. Да, да. Этот сектор экономики делегировал в топ-100 сразу 13 своих представителей (лицо отрасли – Когогин и Лигай). Далее идут нефтехимическая отрасль (сюда мы включили и Татнефть, которая владеет нефтехимическими предприятиями) и банковский сектор. Самых ярких персон называть, наверное, бесполезно – почти любой их представитель в топ-100 ярчайшая звезда. Далее идут представители ритэйла, который представлены сразу 7 персонами (от Илшата Хайруллина до Вадима Махеева); 6 человек "делегировал" строительный комплекс (от Анатолия Ливады до Равиля Зиганшина); 4 руководителя представляют агробизнес (от Айрата Хайруллина до Вагиза Мингазова).
В новом 2010 году "БИЗНЕС Online" обязательно продолжит замерять температуру бизнеса и ежеквартально определять топ-100 деловой элиты. Мы более, чем уверены, что год грядущий готовит нам немало сюрпризов.