1107
Thor открыла отделение в Казани

04 июля 2005
Американская финансовая группа компаний THOR была зарегистрирована в 1994 году. Основана она двумя друзьями: Олегом Батраченко и Петром Камболиным. Хедж-фондами компания начала заниматься в 2001 году. До этого она специализировалась на портфельном управлении.
«Сохранность вложений обеспечивает депозитарий американского банка J.P.Morgan-Chase, - говорит Олег Батраченко. – Что касается надежности вложений, то на первые вложенные $ 500 тыс. гарантию дает американское государство в лице Корпорации защиты инвестированных вкладов (SIPC). Сохранность вклада размером до $ 25 млн. гарантирует международная страховая группа Lloyd`s of London, а оставшиеся суммы – ведущие страховые компании США». При этом г-н Батраченко отмечает полную легальность данного вида инвестиций, так как согласно закону о валютном регулировании у россиян есть возможность их осуществлять. «В 2003 году были приняты поправки к закону, которые разрешили инвестировать до $ 70 тыс. в год в иностранные бумаги, - говорит он. - Америка в свою очередь заинтересована в привлечении инвестиций, поэтому прибыли, полученной на фондовом рынке, не облагаются налогом».
Президент компании отметил, что объем всей хедж-фондовой системы мира - более триллиона долларов. «В среднем, доходность хедж-фондов составляет 15-18% годовых и за 17 лет существования системы ни одного отрицательного года не было», - уверяет г-н Батраченко.
«То, что мы делаем в Америке, в России делать невозможно, - говорит Президент компании. - Здесь нет необходимых инструментов, чтобы делать стабильную финансовую инжинирию». Выбор страны он аргументировал тем, что у Америки высокая финансовая культура. Тем временем, имея штаб-квартиру в Нью-Йорке, Thor развивает филиальную сеть, в основном, в России. Так, на сегодняшний день, она представлена в 49 городах страны.
По словам г-на Батраченко, Россия привыкла к портфельному инвестированию, руководствующемуся принципом «купить и держать». «Такой вид инвестирования –ширпотреб, тогда как хеджирование можно отнести к элитному виду инвестиций», - заявил он. На вопрос о том, во что компания инвестирует полученные от клиентов средства, г-н Батраченко ответил, что инвестирования как такового не происходит. «Это не традиционное инвестирование, а высокоточные кратковременные транзакции, каждая из которых имеет повышенную вероятность быть прибыльной. Остальное время средства находятся в инструментах денежного рынка – money market.
За свои услуги компания берет комиссию в размере 6,25% от суммы взноса. Заявленный процент может понижаться в случае инвестирования более крупных сумм. Если взнос превысит $ 3 млн., то комиссии не будет вовсе. «Таких крупных клиентов у нас много, в том числе и в Татарстане», – заявил г-н Батраков. Информацию, с кем компании работает в нашем регионе он, к сожалению, раскрыть отказался. Также определенный процент с прибыли возьмет и менеджер компании. За управление средствами клиента он получает порядка 20% от прибыли.
По словам президента Thor, в ближайшее время компания намерена открыть еще несколько представительств, в том числе в Арабских Эмиратах (Дубаи) и в Европе, вероятнее всего, в Люксенбурге. Сегодня действуют отделения компании в Киргизии, Украине, Китае.
«Thor - первый и пока единственный американский хедж-фонд, привлекающий деньги из России и стран СНГ, - сообщил еТатар.ру один из клиентов компании. - В Америке возможность вкладывать в хедж-фонды имеют только очень богатые люди, а в России пока есть возможность начать с контрактной суммы в $ 10 тыс.». По его данным, доходность фонда в 2004 году составила 18,74% годовых. «В 1-ом квартале 2005 года, согласно отчетам о доходах, которые рассылают вкладчикам каждый квартал, доходность также наблюдается в размере порядка 18%», - сказал он.
«Отчет аудиторской компании подтвердил доход, полученный Thor от операций на рынках, - сообщил один из участников рынка. - То есть, риска мошенничества нет. Есть лишь риск рыночный. У хедж-фондов различные стратегии. Есть фонды, которые зарабатывают и 50%, и 100% годовых и более. Чем больший риск берет на себя фонд при инвестировании, тем больше он может заработать. Thor ограничивает свои риски, поэтому максимальный «провал», который был у Thor - менее 5%. Фонды, которые могут заработать 100 и более процентов, проваливаются иногда на 20-30%». Он также отметил, что акции 2-3 эшелона тоже представляют большой риск, так как они малоликвидны. «И игры инсайдеров слабо контролируются, - заметил он. - В этом случае риск почти такой же, как и у очень рисковых хедж-фондов».
«Заявление о полном отсутствии рисков, я считаю достаточно громким, - говорит Рушана Гарифуллина, заместитель генерального директора управляющей компании «Ак Барс-Капитал». - Хедж-фонды по определению являются высокорискованными. Правда, по классическим финансовым законам это и предполагает ту высокую доходность, которая и была заявлена. Однако, осуществляя вложения в ценные бумаги на зарубежных и российских рынках, нельзя ничего гарантировать. Российскими законами это и вовсе запрещено. Корпорация защиты инвестированных вкладов (SIPC), насколько я знаю, не страхует все рыночные риски».
«Есть еще один нюанс при инвестировании в западные фонды, как бы красиво и умно не презентовалось это нам, - говорит г-жа Гарифуллина. - В российском законодательстве есть такая норма, что агентский пункт инвестиционных паев - а это некоторый аналог хедж-фонда - будет работать в данном регионе до тех пор, пока там находится хотя бы один пайщик. Западные фонды этого не гарантируют и, в случае чего, инвестору, похоже, придется бежать за разъяснениями в Америку, а в случае какого-либо негативного случая, предъявлять свои претензии тоже за океаном».
«С появлением в Республике Татарстан отделения Thor United Corparation появилась альтернатива доверительному управлению и российским ПИФам, - считает Максим Гвоздев, директор «Казанского фондового интернет-центра». - По своей сути предлагаемые хедж-фонды - аккумулированные средства инвесторов, вложенные в финансовые инструменты США. На мой взгляд, всегда можно найти свои плюсы и минусы. Плюсы предлагаемых хедж-фондов: большая ликвидность зарубежного рынка, что является одним из важных критериев для крупных инвесторов; большой набор инструментов: в России производные ценные бумаги еще недостаточно расторгованы; стабильные положительные показатели предлагаемых фондов - 15-25% годовых. Хотя и российский рынок за всю свою историю показал неплохие результаты. Например, акции Сбербанка за 6 лет выросли в 17 раз. К положительным моментам я бы отнес продолжительность истории фондового рынка США, на основании которой можно строить математические модели. Российский рынок существует всего около 10 лет».
К отрицательным моментам г-н Гвоздев относит, во-первых, высокий вступительный взнос - 6,25%, который делает вклад менее чем на 4 месяца бесполезным. «Например, при вложении в российские ПИФы, инвестор платит всего до 1%. Во-вторых, долгосрочность проектов. Наш человек не привык загадывать на 10-20 лет вперед, как в программах компании. Все, что дальше 3-х лет, а-то и 1 года, многих пугает. В-третьих, непрозрачность налогообложения, так как в США с нерезидентов налоги не удерживают, а наш человек, как правило, никогда не сознается. В связи с этим, рано или поздно компетентные органы могут обратить внимание на денежные переводы. И, наконец, риск разрыва цепочки между головной компанией и отделениями на местах. В случае закрытия отделения, вкладчик, вложивший $ 2-3 тыс., не поедет в США разбираться и не обратится в страховую компанию в Лондоне», - считает г-н Гвоздев.