наверх
729

Татарстан хочет реанимировать рапс, а нефтехимики намерены подружиться с селом

09 сентября 2002

Очередное заседание совета директоров ОАО “Татнефтехиминвестхолдинг” с участием его председателя, Премьер-министра РТ Рустама Минниханова выявило перспективы для сотрудничества села и нефтехимического комплекса республики. Например, производство и переработка рапса. Цена вопроса - $45 млн.

К удивлению журналистов, на заседании совета оказались не только “генералы” от нефтехимии, но и представители Минсельхоза РТ. Замешательство было развеяно: в повестке дня - презентация проекта “Перспективные направления переработки рапса”. Еще три десятка лет назад посевы этой масличной культуры были крайне незначительны. Во всем мире его масло использовалось только на технические цели. В 60-е годы удалось вывести сорта рапса без содержания вредных веществ. Мировое сообщество оценило ценность культуры - и начался рапсовый бум.

В Татарстане рапс появился в 1980 году, на площади в 0,5 тыс га. После создания в 1987 году производственно-научного объединения “Татрапс” в республике начали выращивать рапс целенаправленно. Татарстан стал лидером России по рапсосеянию, а посевные площади к 1999 году увеличились до 72 тыс.га. Этот период стал последней вершиной рапсового бума, после чего интерес к культуре стал заметно падать. В последние годы площади посевов сократились до 42 тыс.га, в большинстве хозяйств урожайность упала почти вдвое.

“Татрапс” оказался фактически банкротом, специально построенный жиркомбинат “Казанский” остался без сырья, животноводство лишилось высокобелковых добавок, а нефтехимики - жирных кислот (олеиновой и стеариновой).

Сегодня на рапсовом рынке вновь подъем. Число покупателей маслосемян растет с каждым годом. Но самое главное - в Татарстане велика потребность в продуктах передела рапса. Причем у потребителей из разных секторов. По данным генерального директора “Татнефтехиминвестхолдинг” Рафината Яруллина, только потребность нефтехимических предприятий (ОАО “Нижнекамскшина” и ОАО “Нижнекамскнефтехим”) в жирных кислотах составляет около 6 тыс тонн в год. Ежегодная потребность в растительных маслах ОАО “Нэфис” и ОАО “Казанский жиркомбинат” - около 60-70 тыс тонн. Вместе с тем отечественное производство рапсового масла невелико. По прогнозам специалистов, в этом году объем производства рапсового масла в России не превысит 40 тыс тонн. Ожидается, что еще около 30 тыс тонн составят импортные поставки.

При этом некоторые специалисты уверяют, что рапс является естественным фитосанитаром почвы, уничтожает болезни, особенно корневые гнили. Поэтому в смешанном севообороте рапс способствует повышению качества зерна (содержание клейковины увеличивается до 27%). Таким образом может решиться проблема с перепроизводством зерна, не отличающегося высоким качеством. Кроме того, некоторые сельхозпроизводители республики, традиционно считающейся благоприятной для выращивания рапса, полагают, что выращивать его порой гораздо выгоднее, нежели другие культуры.

Немаловажно, что и остаточный продукт переработки - рапсовый жмых и шрот - позволяет значительно увеличить объем и ассортимент комбикормов для животноводства. Объем потребления комбикормов в республике - более 1,5 млн тонн в год.

Проект, предложенный “Татнефтехиминвестхолдингом”, предполагает увеличение посевных площадей рапса с 42 тыс га до 180 тыс га и строительство современного маслоэкстракционного завода (МЭЗ) с технологией извлечения до 40-42% масла (традиционный прессовый метод позволяет выделять до 28% масла). Предполагается, что производство рапсового масла составит около 100 тыс тонн. Цена реализации 1 тонны масла сейчас составляет около $450. С учетом того, что стоимость 1 тонны шрота равна приблизительно 3300 рублям, балансовая прибыль МЭЗ может составить около 115 млн рублей в год при рентабельности на уровне 15,6%.

Готовность заняться строительством МЭЗ выражают сегодня ОАО “Нэфис-Косметикс” и ОАО “Татрапс”. Исполнительный директор “Татрапса” Ян Зарипов заявил, что компания уже заключила контракт на строительство завода стоимостью в $5 млн с немецкой фирмой Lurgi Life Science. Несмотря на то, что кредитные вопросы, по его словам, пока полностью не решены (что вызвало некоторое удивление присутствующих во главе в премьером).

Председатель совета директоров “Нэфис” Ирек Богуславский заявил, что его компания также намерена заняться строительством МЭЗ “в любом случае”. Причем, по его мнению, стоимость завода в комплектации этой же немецкой фирмы, если учитывать необходимую инфраструктуру, больше раза в три. “Нэфис” ведет переговоры об открытии кредитных линий с двумя коммерческими банками. Г-н Богуславский считает, что завод реально построить и запустить в течение года.

Заслушав доводы сторон, премьер заключил, что МЭЗ республике нужен. Рабочей группе с участием представителей Минсельхоза РТ и “Татнефтехиминвестхолдинга” поручено определить необходимые для посева рапса площади, мощности завода и решить рабочие моменты.
Вернуться в ленту