1283
Рост цены на нефть может вызвать дефицит бензина
19 сентября 2001
Ситуация, в которой оказался мир после недельной давности терактов в Америке, вполне может стать иллюстрацией этой мысли. Не успели в Нью-Йорке улечься осколки и пыль от рушащихся небоскребов, как мировые биржи отреагировали на американскую трагедию падением спроса на доллары и ростом спроса на нефть.
Удешевление американской валюты на сегодня в значительной степени компенсировалось, в том числе в России. Самые слабонервные граждане (морально подготовленные к решительному шагу расставания с валютной заначкой недавними слухами о грядущем запрете на обращение доллара в России) "скинули" зеленые уже в среду - и крупно прогадали. Потому что уже сутки спустя курс покупки-продажи стал восстанавливаться.
Но национальная валюта - не вещь в себе, а всего лишь индикатор общего состояния экономики страны. И чем более экономика "продвинута" (т.е. завязана на всякие хитрые высокотехнологичные вещи вроде рынка ценных бумаг), тем более нервно ведет себя стрелка индикатора.
Аналитики осторожничают неспроста, помня о миллиардодолларовых платежах, которые предстоят компаниям, застраховавшим в свое время башни-близнецы. А ведь страховые компании имеют обыкновение вкладываться в ценные бумаги предприятий-лидеров... В общем, однозначного прогноза на длительную перспективу долларовой динамики сегодня не даст никто.
Зато - возвращаясь к первой мысли - рост мировых цен на нефть должен, как будто, хотя бы отчасти нас утешить. США собираются бороться с терроризмом как раз в том регионе, где добывается большая доля мировых запасов нефти - значит, источники углеводородного сырья вне этого региона дорожают.
В прошлом году Татарстан добыл 27,2 млн. тонн нефти, и 39,4 процента этого количества ушло на экспорт по российской трубе "Транснефти". В абсолютных объемах это 10,51 млн. тонн, которые принесли 1,65 млрд. долларов. Понятно, что это деньги нефтяных компаний, республиканский (как и федеральный) бюджет имеет с них лишь причитающуюся ему долю налогов. Которые, впрочем, составляют большую часть бюджетных доходов РТ.
Сможет ли Татарстан увеличить долю нефти, направляемой на экспорт? Это зависит от двух обстоятельств: пропускной способности "трубы" и договоренностей России с другими странами об общем объеме добычи и экспорта. И если второе обстоятельство - переменная величина, то первое - более или менее постоянная, т.е. имеет предел.
Нельзя забывать еще об одном обстоятельстве. Поскольку наращивание объемов добычи нефти в Татарстане идет с большим трудом (достижение годового уровня в 30 млн. тонн обещано только к 2006 г.) - увеличение экспортного потока могло бы быть осуществлено только за счет уменьшения той доли нефти, которая сейчас идет на переработку для нужд внутреннего рынка. А если "внутренний поток" сократится - неизбежны рост цен на автомобильное топливо, сырье для нефтехимии, а также дефицит всего этого...
Но если на увеличении объемов "нажиться" не удастся, остается прибыль от увеличения мировой цены. Тот же объем экспорта может принести больше денег.
Правда, и здесь есть некоторый "минус". А именно - возможность инфляции: ведь государство вынуждено будет выкупать по установленной им же норме у нефтяных компаний больше долларов за рубли. Но специалисты говорят, что если инфляция и увеличится, то население почувствует это месяца через 2 - 3, не раньше...