наверх
825

Путь «Кентавру» на КАМАЗ преградили русские морозы

14 января 2013

Тесты итальянской бронемашины Сentauro, российской площадкой производства которой рассматривался КАМАЗ, показали несоответствие обещанных характеристик и реальных возможностей «Кентавров». Эксперт «БИЗНЕС Online» считает, что это не удивительно – такой результат был ожидаем. Впрочем, КАМАЗу расстраиваться вряд ли стоит – судя по всему, у минобороны большие виды на его шасси «Мустанг» и некий пока секретный броневик.

 

«КЕНТАВРЫ» СКАЧУТ В РОССИЮ

О том, что Россия может приобрести в Италии лицензию на производство колесных танков Centauro, стало известно в мае 2012 года. Сообщалось, что по итогам испытаний, которые подведут в конце 2012-го, будут сделаны выводы о перспективе создания совместного предприятия по лицензионному выпуску Centauro на одном из российских предприятий. В качестве кандидата высокопоставленный представитель «Рособоронэкспорта» назвал РИА «Новости» КАМАЗ. И вот, как сообщил на днях официальный правительственный печатный орган «Российская газета», Сentauro на испытаниях элементарно замерзли.

 

Сentauro - это 25-тонный колесный танк, экипаж - четыре человека, вооружен либо 105-мм, либо 120-мм пушкой. Броня защищает борт от пуль калибра 12,7 мм, в лобовой проекции - от 20-мм снарядов. Скорость движения по шоссе - 108 км/час. Танк должен был пройти ходовые и огневые испытания на полигоне в подмосковной Кубинке. При этом программу испытаний почему-то составили так, что специалисты от промышленности участвовать в них не могли. Не был предусмотрен и обстрел танка, а также подрыв под ним фугасов.

 

Впрочем, экстрима и не потребовалось. Против «Кентавра» напрямую сыграли как минимум два фактора. Так уж получилось, отмечает РГ, что тесты начались после того, как Анатолия Сердюкова отстранили от должности, а в России ударили морозы, хотя вовсе и не свирепые.

 

СТРЕЛЯЕТ ТОЧНО, НО СОГРЕВАТЬ ПРИХОДИТСЯ В БОКСЕ

Сначала о плюсах. «Кентавры» показали мягкий ход, быстрый разгон до максимальной скорости. 120-мм пушка стреляла очень точно, в том числе на ходу под углом 45 градусов, а с места под прямым углом к корпусу - без всяких дополнительных упоров.

 

Но самое интересное началось, когда подморозило. При -10 танк завести не удалось, пришлось отогревать в боксе. При остановках у иномарки быстро замерзала эксплуатационная жидкость, залитая в гидроамортизаторы и другие гидравлические системы. Все преимущества гидропневматики обнулялись, пока машины в очень жестком режиме не проезжали расстояние, достаточное для разогрева жидкости. Система обогрева внутреннего пространства тоже оказалась не рассчитанной даже на 15-градусный мороз. После выстрела из пушки поднявшаяся снежная пыль, частично растаяв, залепила триплексы, окуляры приборов управления и наведения. Дворники очистить стекла не смогли. Омывающая жидкость превратилась в желе, и все, что налипло на стекла, замерзло. Как этот лед сбивать так, чтобы не повредить очень дорогие линзы? Возникли и другие вопросы.

 

Автор статьи Сергей Птичкин уверен – останься Сердюков на своем посту, невзирая ни на какие результаты испытаний, Сentauro, подобно Iveco LMV M65, был бы принят на вооружение, и началась бы их отверточная сборка. Теперь, не исключено, все сложится по-другому.

 

В ЭТОМ ГОДУ КАМАЗ ПРЕДСТАВИТ СВОЙ АНАЛОГ «РЫСИ»

Но вряд ли КАМАЗу стоит печалиться.

 

Во-первых, сама необходимость России колесных танков наподобие Сentauro – предмет дискуссий.

 

Во-вторых, согласно озвученной в марте 2011 года концепции, минобороны планирует оснастить средние бригады армии техникой (системы ПВО ближнего и среднего радиуса действия, радиоэлектронной борьбы и связи, артиллерийские орудия, огнеметные системы, реактивные системы залпового огня и так далее) на колесной платформе. В качестве основной платформы рассматривалось камазовское шасси «Мустанг», хотя впоследствии решено использовать для этого платформу «Бумеранг», созданием которой руководит Военно-промышленная компания (входит в корпорацию «Русские машины» Олега Дерипаски). Впрочем, есть данные, что КАМАЗ предложил военным и платформу «Тайфун», сегодня проходящую испытания.

 

В-третьих, в конце прошлого года стало известно, что в Набережные Челны из Воронежа переносят производство итальянского броневика Iveco LMV M65 («Рысь») с перспективой за четыре года довести локализацию производства до 80%. При этом «Рысь» при участии КАМАЗа будет доработана под российские условия, и вероятно, на ее базе создадут другие бронемашины… Впрочем, здесь еще не все ясно, поскольку перед самым Новым годом министр обороны РФ Сергей Шойгу предложил провести сравнительные испытания «Рыси» и аналогичных отечественных машин вроде «Тигра». Тогда же - и это в-четвертых - заместитель главы оборонного ведомства Юрий Борисов сообщил, что КАМАЗ разрабатывает аналогичный броневик и в 2013 году представит прототип. Газета «БИЗНЕС Online» обратилась на КАМАЗ за подробностями, но на предприятии свои военные программы традиционно не комментируют.

 

ЗАКУПАТЬСЯ ЗА РУБЕЖОМ СЕГОДНЯ НЕМОДНО

Впрочем, может быть, Сentauro – отличная машина, а нынешние разоблачения – лишь следствие перемен в министерстве обороны? Ведь при Сердюкове нам прямо заявили: отечественная промышленность не в состоянии разработать и произвести продукцию конкурентоспособную с зарубежной. Помимо упомянутых броневиков, были заключены контракты на поставку/отверточную сборку французских вертолетоносцев, израильских беспилотников, европейских вертолетов. Ныне эти решения подвергнуты сомнению. В СМИ обсуждается слабая практическая мотивация приобретения той или иной техники и, наоборот, возможная сильная материальная заинтересованность тех или иных лиц. Как бы то ни было, оборонный вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что с закупками партий иностранной техники покончено, будут приобретаться только образцы для исследований.

 

Ситуацию по просьбе газеты «БИЗНЕС Online» прокомментировал директор центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов:

- Специалисты нашего центра тоже подвергали критике итальянские образцы бронетехники… Не знаю, откажутся от идеи производства в России Сentauro или нет, но общий тренд качнулся в другую сторону. Если при Сердюкове была идея закупаться за рубежом, то сейчас мы пошли в противоположную сторону. А Сергей Птичкин – сам бывший инженер, работавший в этой области, очень компетентный специалист, как журналист, я бы рискнул сказать, самый компетентный. Поэтому, думаю, все, что в его статье написано, – правда.

Автор: БИЗНЕС Online

Вернуться в ленту