624
Позиции Татарстана на украинском рышке нефтепродуктов зависят от "американца" и "швейцарца"
12 сентября 2002
Значимость этого АО для Татарстана определяется входящим в него Кременчугским нефтеперерабатывающим заводом, способным перерабатывать "тяжелую" нефть республики. И само местонахождение этого завода делает доступным для Татнефти емкий украинский розничный рынок нефтепродуктов. Плюс, как сказал Равиль Муратов, "хотелось бы оттуда экспортировать нефтепродукты прямо в Европу", так дешевле.
Наблюдательный совет компании вырабатывает ее политику. Понятно, что пост его председателя с правом решающего голоса чрезвычайно значим для Татарстана.
Реакция г-на Муратова на вопрос о возможности его смещения с этого поста была довольно напряженной. Он не был многословен, однако не стал отрицать: несмотря на имеющееся соглашение с украинским правительством (пост председателя наблюдательного совета должен занимать представитель Татарстана, а председателя правления - ставленник Украины), попытки "выдернуть" из рук татарстанской стороны этот ключевой портфель уже были. Ситуацию, которая создалась в Укртатнафте за последние недели, Муратов обрисовал весьма уклончиво, тщательно избегая всяческих намеков на оценку.
Между тем в августе эта ситуация претерпела коренные изменения. Известно, что год назад Хозяйственный суд Киева (аналог Арбитражного суда) запретил американской компании Sea Group International и швейцарской Ам Ruz Trading распоряжаться акциями Укртатнафты. За ними числится доля УТН в размере 18,29 процента - но внесена она была в 1995 году годичными векселями и до сих пор не оплачена. А три недели назад Высший суд Украины вернул "иностранцам" право распоряжаться этим пакетом акций.
Украине принадлежит 43,054 процента уставного капитала Укртатнафты, Татарстану - 28,78 процента, Татнефти - 8,62 процента, МТ-банку (Украина) - 1,15 процента, и по 0,035 процента - холдингу "Татнефтехиминвест", "Сувар Петролеум" и банку "Девон-Кредит". Наблюдательный совет УТН, сформированный на базе этой раскладки, включал в себя 5 представителей украинской стороны и четверых "наших". Теперь, когда снята "блокада" с 18-процентного пакета, и состав, и расклад в наблюдательном совете изменятся.
Через неделю наблюдательный совет УТН будет заседать уже в полном составе - пять "украинцев", четверо "татар", двое "иностранцев". Последних Равиль Муратов называет "дружественными" и предполагает, что "теперь у нас будет возможность лавировать, поскольку у украинской стороны не будет большинства". Но не все тут однозначно.
Конечно, если у татарстанской стороны действительно, как выразился г-н Муратов, "есть общность интересов" с "американцем" и "швейцарцем" - тогда все замечательно. Было четыре голоса, станет четыре, поддержанные двумя - и пост председателя наблюдательного совета, и правильная политика Укртатнафты будут в кармане у руководства Татарстана...
Но на чем основывается уверенность в их "дружественности"? Только ли на том, что к украинскому мингосимущества, которое инициировало судебное разбирательство и введение "блокады" на их пакеты акций, "иностранцы" вроде бы не должны питать добрых чувств?..
Не имеют ли фирмы, зарегистрированные в Европе и США, более прямого отношения к Татарстану? Недавняя операция по покупке крупного пакета акций компании "Sibir energy" в интересах Татнефти (к ней были привлечена офшорная "дочка" Татнефти и аффилированная с Татнефтью фирма) порождает отдаленные ассоциации такого рода.
...К слову, о Sea Group и Ам Ruz известно не так много. А хорошего о них известно и того меньше. Sea Group вообще оказалось чрезвычайно расхожим наименованием: только в американском Сиэтле, где эта компания зарегистрирована, обнаружилось 4 фирмы с таким названием. Киевская газета "Зеркало недели" выяснила, что, принимая на себя обязательство по оплате 65,85 млн. долларов за акции УТН, компании имели уставный капитал в размере всего-то по 100 тыс. долл. каждая. Понятно, что денег этих они не внесли.
Но менеджмент Укртатнафты, тем не менее, проявлял горячее желание сотрудничать с "иностранцами". Татнефти за поставленное в Кременчуг сырье УТН так стабильно недоплачивала, что поставки нефти из Татарстана были свернуты. А с Sea Group был подписан контракт на поставку нефти и газового конденсата. Всего на 357,5 млн. долл. и на славных условиях: 100-процентная предоплата за нефть, а поставка в течение последующих 90 дней. Хорошее кредитное плечо! Причем о возможности погашения долга Sea Group в размере 31,5 млн. долл. за счет поставок нефти речи не шло. Зато шли деньги из Кременчуга в США, а сырье поступало нерегулярно...
Но, как говорится, не важно, какого цвета курица - лишь бы она несла яйца. Если появление в наблюдательном совете УТН таких дружественных инвесторов поможет Татарстану упрочить свое положение в Укртатнафте - флаг им в руки.