наверх
630

Подводные камни кадрового бизнеса

23 сентября 2002

20 сентября профессиональный праздник у рекрутеров - знатоков человеческого ресурса, “охотников за головами”. Трудно поверить, но до сих пор есть люди, с трудом разбирающиеся во всех этих определениях и смутно понимающие, что такое кадровый бизнес и зачем он вообще нужен. Меж тем рекрутинговых агентств становится все больше и больше не только в Москве и крупных городах вроде Казани, но и в небольших населенных пунктах, где открываются филиалы наиболее известных кадровых фирм.

Впрочем, об основных принципах рекрутерской работы писалось достаточно много. Но набирающий обороты кадровый бизнес имеет множество уловок, тонкостей, вопросов и проблем. Разобраться в нем непросто. Хотя каждая сделка - это риск. А вдруг не проплатят? Вдруг подсунут не того человека? Вдруг устроят не туда? Собственно, о всяких неприятностях и пойдет речь. Все истории реальные, однако рассказчики не захотели называть себя, что понятно, - куда приятнее рассказывать о своих победах, нежели о неудачах о промахах.

Жестокая месть

Главный вопрос, который решает каждый рекрутер, - “Где гарантия, что за предложенного человека заплатят?” Ведь клиент вполне может сделать вид, что соискатель ему не понравился, а потом состыковаться с ним, минуя агентство, и таким образом сэкономить.

Де-юре такая ситуация исключается договором, регулирующим отношения всех трех сторон. Но де-факто клиенту “кинуть” агентство ничего не стоит: заказчик всегда может потребовать соискателей для одной своей фирмы, затем отказать и взять в другую, которая, скажем, входит в состав того же холдинга. Но, к счастью рекрутеров, клиенты так поступают крайне редко. И на то есть свои причины.

Во-первых, репутация “кидалы” быстро дойдет до других рекрутинговых агентств, и тогда при случае в сотрудничестве могут отказать даже самые ярые конкуренты обманутого агентства. Во-вторых, месть профессионального рекрутера может оказаться куда более ощутимее для фирмы, чем потеря нескольких тысяч за взятого сотрудника, вполне возможно, заметьте, ценного. Человек, который подбирает персонал для фирмы, примерно знает ее устройство, достоинства и недостатки, в ходе работы имеет все шансы познакомиться невзначай и с остальными сотрудниками, заодно и выявить недовольных и достойных большего. И со временем без зазрения совести предложить им другую работу. Тогда где гарантии, спросите вы, что именно так не поступит любое агентство, вне зависимости - “кинут” его с оплатой или нет?

Гарантией служат репутация и профессиональный кодекс рекрутеров. Но если быть честными до конца, от соблазна увести людей со знакомой фирмы удержались немногие. Пожалуй, почти за каждым агентством водится подобный грешок. Наиболее честные “воровали” только тех людей, которых не пристраивали сами, а наиболее беспринципные держат целую сеть хорошо продаваемых специалистов, готовых чуть что поменять одно тепленькое местечко на другое.


Свято место пусто не бывает

Впрочем, отношения “клиент - агентство” - это еще цветочки. Куда интереснее отношения между конкурентами. Когда кадровый бизнес только зарождался в Казани, многим казалось, что рекрутеры делают деньги из воздуха. И находилось немало желающих заняться тем же. Но вот время на раскрутку тратить хотелось не всем. Абсолютно реальная история: одно уже вполне состоявшееся агентство решило поменять офис в тихом переулке на другой - в шумном и видном бизнес-центре. Их место быстро занимает фирма, занимающаяся всем на свете и неожиданно открывшая еще и кадровое направление. Ручеек клиентов и соискателей по привычке еще направляется в тихий переулок, где их, вместо того чтобы отослать по новому адресу, радостно встречают и предлагают свои неожиданно подешевевшие услуги новоиспеченные рекрутеры. По телефонам, уже раскрученным в газетах и “бегучке”, также продолжают звонить люди, и также никому и в голову не приходит, что агентство вообще-то уже совсем другое.

Таких историй, похожих друг на друга, много. Особенно удобно “вдруг открыть” агентство администрации делового центра, но при этом запретить вывешивать агентству-арендатору свои вывески и указатели на фасад. Неискушенные клиенты и соискатели вряд ли запомнят название, а когда спросят: “Где тут кадровое агентство-то?”, их проводят “куда следует”.

Привычка свыше нам дана

Привычка вообще великая вещь. Кроме того, что заказчики привыкают к месту, часто они еще предпочитают работать и с одним консультантом, который уже вполне разобрался в определенной области и узнал все особенности фирмы. На заре кадровых отношений сбегать от шефа с базой данных и солидными клиентами, дабы основать свое агентство, было почти хорошим тоном. Сейчас подобные истории случаются все реже. Однако заметим, что еще год назад рекрутинговых фирм было чуть более 20, сейчас же около 50. Работают они на самых разных уровнях - от тех, кто занимается в основном топ-менеджерами, до тех, кто подбирает нянь, гувернанток, домработниц. Кроме того, есть агентства трудоустраивающие - то есть бесплатно обслуживающие клиентов и получающие доход с соискателей, и собственно рекрутинговые - бесплатные для соискателей, но платные для работодателей. Не исключено, что часть агентств образовалась в результате деления.

Естественно, что, став конкурентами, бывшие шеф и сотрудник готовы на все, чтобы опередить друг друга. Одна из таких стычек из милой перебранки с легким шантажом и бессмысленными угрозами переросла в крутую “разборку”, приостановить которую смогли лишь частные детективы.

Еще одна головная боль любого директора агентства, следующая из этой привычки: как не допустить, чтобы сотрудники подыскивали персонал “по-левому”, то есть минуя кассу. Многие боссы готовы отдать деньги напрямую рекрутеру, особенно если их связывают долгие деловые контакты, тем более что сумма будет явно меньшей, чем та, которую придется выложить агентству.

Правда, порой “привычка” работает и на агентство. Были случаи, когда человек, отвечающий на предприятии за кадры, “втемную” сотрудничал с рекрутинговой фирмой: специалисты брались только у них и даже за самые невероятные суммы, соискатели же от конкурентов приглашались на собеседования только для отвода глаз.
Вернуться в ленту