1071
"Плохой" нефти вынесут приговор

07 октября 2005
В «Транснефти» еТатар.ру сообщили, что ничего о подобных способах улучшения качества нефти не слышали. Проблема улучшения качества российской нефти актуальна. «Банк качества существует, но пока в виртуальном режиме, чтобы он начал работать требуется согласие нефтяных компаний и соответствующее решение правительства», - сказал еТатар.ру Вячеслав Тарбеев, начальник отдела по связям с общественностью «Транснефти».
Источник еТатар.ру в одной из нефтяных компаний, не пожелавший назвать себя, рассказал еТатар.ру, что в принципе у «Транснефти» есть технические возможности не смешивать разные сорта нефти. «Да, это затратно, но выполнимо», - отметил он. Другой выход из ситуации – обессеривать нефть до поступления в трубу. Наглядный тому пример – месторождение Карачаганак в Казахстане, разрабатываемое международным консорциумом с участием «ЛУКОЙЛа». Однако это также требует затрат. Все надо считать".
Ценовой дифференциал между российским сортом Urals и эталонным сортом Brent, торгующимся на Лондонской нефтяной бирже, не всегда был существенный. На протяжении ряда лет указанная разница составляла 1-2 доллара за баррель, однако в последнее время она значительно увеличилась и к концу 2004 г. достигла $ 5-7 за баррель. Общий объем недополученных в результате этого доходов бюджета по разным оценкам составляет от $ 3,5 до 5 млрд. в год. В то же время, затраты на модернизацию НПЗ и строительство очищающих установок также миллиардные. «Нефтяные компании в одиночку не потянут, - считает источник, - Вот, что должен просчитать Шаронов и разработать адекватные меры со стороны государства».
Однако по большому счету все это не более чем полумеры. Кардинально проблема качества экспортируемой из России нефти может быть решена, по его мнению, только путем развития новых регионов добычи и строительства новых транспортных мощностей, позволяющих российским компаниям выйти на глобальные рынки, а не только европейские. Освоение месторождений Восточной Сибири, Дальнего Востока, Ямала и Тимано-Печоры потребует около 0 млрд. инвестиций.
Аналитики тоже сомневаются, что высокосернистую нефть не допустят в систему «Транснефти» и сходятся в мысли, что, скорее всего, будет создан банк качества нефти. Александр Блохин, аналитик ИК «Антанта Капитал» считает, что подобный запрет не имеет под собой экономического обоснования. Ежегодный объем добычи высокосернистой нефти составляет порядка 50 млн. тонн в год, тогда как общий объем добычи равен 450 млн. тонн. Получается, что одна десятая добываемой нефти не будет допускаться до трубы.
«Даже гипотетически трудно предсказать результаты, которые это за собой повлечет, - сообщил еТатар.ру аналитик, - Если высокосернистая нефть не будет экспортироваться, то возникает вопрос - куда ее девать». Это приведет к тому, что объемы добычи будут снижаться, и встанут скважины, которые потом невозможно будет восстановить.
«Татнефть», по словам г-на Блохина, нашла более приемлемый способ улучшения качества своей нефти – переработку на «Нижнекамском НПЗ», после которой в трубу будет поступать нефть, примерно аналогичная по своим характеристикам Siberian Light. Однако это дело времени, так как завод пока не построен. «Если бы правительство действительно хотело решить проблему качества нефти, они бы могли дать «Татнефти» налоговые льготы на строительство НПЗ,- предположил аналитик. Например, «Татнефть» давно просить снизить импортные пошлины на ввоз оборудования для строительства НПЗ, аналогов которому в России нет.
К тому же, по мнению Александра Блохина, проблема разницы в цене между Urals и Brent скоро отпадет. Эта смесь добывается в Северном море достаточно долгое время. И запасы ее скоро истощатся. Малые объемы дают возможность для спекуляций. И уже сейчас на западе говорят о новых ориентирах качества. А потому пока мы будет стараться достичь одних стандартов качества, запад предложит нам другие
«Татнефть» будет платить некую компенсацию за высокую сернистость и низкую плотность по API остальным компаниям, транспортирующим нефть по «трубе», при этом расчет НДПИ будет диверсифицирован в зависимости от горно – геологических условий месторождений», - предполагает аналитик ИК «Солид» Денис Борисов.
Однако, по мнению Антона Рубцова, аналитика инвестиционно-брокерской компании Rye, Man & Gore Securities, выгоды от снижения НДПИ будут намного меньше, чем расходы от повышения налогов по банку качества. Следовательно, расходы Татнефти сильно возрастут.
При этом г-н Рубцов видит несколько негативных последствий, с которыми может столкнуться «Татнефть». Во-первых, ее рентабельность как минимум снизится, так как компания не сможет гибко отреагировать на данные изменения, то есть сразу перестроиться на нефтепереработку.
Ранее «Татнефть» заявляла, что собирается инвестировать около млрд. в строительство двух нефтеперерабатывающих заводов и одного нефтехимического завода. Г-н Рубцов считает, что компания не сможет уложиться в заявленные сроки (3-5 лет). Однако подобных вложений, по мнению аналитика, стоит ожидать.
Во-вторых, перевод имеющихся нефтеперерабатывающих мощностей на переработку исключительно сернистой нефти, представляется ему невозможным. «Татнефти» придется искать партнеров, имеющих нефть с низким содержанием серы. «В любом случае, даже если «Татнефть» начнет строить специальные установки по снижению уровня серы, это повлечет за собой крупные затраты, на покрытие которых компания не имеет достаточного количества средств, даже если в среднесрочной перспективе они окупятся», - резюмировал аналитик.