наверх
2354

Франчайзинг в Казани: всё только начинается

28 апреля 2006

Степень развития франчайзинга в регионе может в целом характеризовать состояние его экономики, а также силу, мощь и структурированность бизнеса.

Что такое франчайзинг и насколько он развит в Татарстане?

За последнее время по линии франчайзинга в Казани открылись: OBI ("Евроинтерьер"), магазины группы компаний Dixis (DOMO), магазин одежды Sultanna Frantsuzova, шоколадный бутик Frenchkiss и другие не менее интересные точки, такое мнение нам показалось странным. К тому же мировой опыт применения франчайзинга насчитывает более 100 лет, а значит - "это кому-нибудь нужно".

Франчайзинг (от англ. Franchising) - это форма бизнеса, когда компания франчайзор (franchisоr) передает другой компании или частному лицу франчайзи (franchisee) права на использование своей торговой марки, производственных/маркетинговых знаний и различных ноу-хау за определённую плату - роялти.

Франшиза (от фр. Franchise - право, привилегия) - это право использования производственных/маркетинговых знаний и торговой марки франчайзора, или, выражаясь словами бизнес-журналиста Яна Мюррея, это "клон - точная репликация проверенной и испытанной бизнес-системы".

Пакет франчайзинга, как правило, содержит:
полную концепцию бизнеса, расписанную и разъясненную до мельчайших деталей в руководстве для пользователя
торговую марку, логотипы, патенты
образцы дизайна для оформления помещений, одежды персонала

Вступая в партнёрство на правах франчайзи, нужно помнить о таких моментах, как ограниченная свобода - централизованный контроль будет всегда присутствовать, сервисная плата, недостаточная гибкость системы, ответственность за "чистоту бренда", риски, связанные с невыполнением франчайзером своих обязательств.

Что кается списка отраслей, в которых работает франчайзинговый бизнес и который можно было бы предложить будущим казанским франчайзи, то он мог бы быть практически безграничным, если не одно но - предлагаемых франшиз пока не так много, как хотелось бы: спрос на российских франчайзеров остаётся неудовлетворённым. Что касается зарубежных франчайзинговых сетей, то всемирно известные только-только стали выходить на российский рынок, а менее известные рискуют остаться неузнанными, а потому - непонятыми в регионах.

Большое количество всевозможных каталогов-списков продаваемых франшиз можно найти в Интернете. В частности их предлагает портал "FRANSH Стратегия роста", "Магазин франшиз Delo$hop", портал "Готовый бизнес в России" и другие. На подобных ресурсах можно найти не только данные о продаваемых франшизах, но и обучающие статьи, активно действующий форум для обсуждения возникающих проблем, а также анонсы обучающих курсов, семинаров и вставок, многие из которых проводятся под эгидой Российской ассоциации франчайзинга. Надо отметить, что Интернет для региональных франчайзи - настоящая находка и спасение: поиск франшизы, а также сопутствующей информации осуществляется практически исключительно посредством возможностей Сети.

Особенности местного франчайзингового рынка

Модель развития франчайзинга в Татарстане - уменьшенная копия российской. Конечно, республика, прославившись как экономически и политически стабильный регион, манит франчайзеров. Центром притяжения является Казань (в России - Москва и Санкт-Петербург), большим подспорьем в популярности нашей столицы стал торговый бум, охвативший её за последние два года. Как и на российском рынке в Татарстане фрнчайзи гораздо больше, чем франчайзеров. Как и российский рынок франчайзинга, татарстанский оценить невозможно: торговля вывесками никак не регистрируется. Большая часть франшиз приобретается в Москве, у так называемых мастеров франчайзи - компаний, покупающих у франчайзора право на построение аналогичной франчайзинговой сети на определенной территории: стране, регионе или области. Больше всего франчайзинг распространён у нас в сфере торговли, общепита - в отраслях, где можно заработать "быстрые" деньги.

Однако это не значит, что местных предпринимателей другие сферы не интересуют. В качестве примера можно привести "журнал для настоящих мужчин" "Банзай", открытый в Казани по линии франчайзинга.

Глеб Ваталёв, главный редактор журнала "Банзай" в Татарстане:

- До того, как приобрести франшизу, мы решили, что журнал, который бы нам хотелось иметь, должен занять нишу мужского глянца. Мы все посчитали и выбрали путь франчайзинга. Для нас это наиболее приемлемый способ развития бизнеса. Купить готовый продукт, уже кем-то созданный, с концепцией, брендом - это гораздо проще и дешевле, чем создавать свой журнал. Издание выбирали по Интернету. Владелец "Банзая" находится в Екатеринбурге, мы же являемся собственниками бизнеса в Казани, ежемесячно выплачивая оговорённую сумму. Все деньги остаются у нас, рекламой, печатью - всем занимаемся сами, приобретая только контент. Конечно, определённая доля зависимости смущает, однако по всем интересующим нас вопросом удалось договориться - не даром переговоры продолжались около полугода.

Возможность заняться новым собственным уже раскрученным бизнесом при относительно "разумных" затратах и при минимальном риске - вот что привлекает во франчайзинге.

Марианна Захарова, частный предприниматель (франшиза SELA):

- О франчайзинге как форме организации бизнеса узнал из Интернета мой муж 4 года назад. Покупка франшизы - это отличная идея: ничего не нужно придумывать, всё прописано, есть определённые правила, проверенные временем. Мы съездили на выставку, где заинтересовались компанией SELA. Она нам понравилась - 10 лет на рынке, хорошо развивается в регионах. Самое главное - хороший и правильный договор, где оговорены все нюансы, если он есть - проблем возникнуть не должно. В нашем случае получилось так, что в Казани параллельно работает ещё одна франчайзинговая сеть компании SELA. Это, конечно, не правильно, видимо, что-то мы упустили, подписывая договор.

Франчайзинг является отличным способом расширить границы существующего бизнеса, вложить имеющиеся средства. Так, торговая компания "Торис", проработав на рынке обуви 10 лет, решила заняться продажей марочной одежды. В качестве формы организации нового бизнеса выбрали франчайзинг. Сегодня "Торис" является представителем таких брендов, как Jennyfer, Promod, Acsessorise.

Галина Икрянникова, к.т.н., директор по маркетингу и коммуникациям ООО "Торис":

- Франчайзинг уместен в розничной торговле прежде всего. При насыщенном рынке товары широкого потребления покупаются известные, вызывающие доверие (люди видели их за границей, покупали там), начинать торговать ими проще, чем начинать с нуля. Поэтому компании и обращаются к франчайзингу: основное направление бизнеса уже приносит доход, скапливается определенные средства, которые по всем законам бизнеса не должны быть заморожены, а должны работать и приносить прибыль. Кроме того, сейчас есть взаимная заинтересованность. Сферы влияния брендов всё больше распространяются на восток, а у предпринимателей в России есть средства, которые они готовы выгодно вложить. Конечно, пока рынок франчайзинга находится в зачаточном состоянии, но прогресс есть - когда мы открывали Jennyfer, в городе практически не было брендовых магазинов.

И ещё: желающих получить франшизу от известных всему миру марок - очень много, поэтому имеется своя конкуренция, так что нужно быть готовыми к серьёзным и продолжительным переговорам.

Похоже, многие уже готовы. Так, открывшийся в прошлом году торгово-развлекательнй комплекс МЕГА заполнен брендовыми магазинами, часть из которых - франчайзинг.

Как справедливо заметил казанский держатель франшизы Frenchkiss, сложно говорить о развитости франчайзингового рынка Татарстана в свете того, что франшизы приобретаются в Москве. Не сложно догадаться, что сдерживает появление франчайзеров в Татарстане, ещё раз взглянув на франчайзинговый пакет. Мало какая татарстанская компания может предложить своим партнёрам концепцию бизнеса, расписанную до мельчайших деталей; зарегистрированные торговую марку, логотип, патент; образцы дизайна для оформления помещений, одежды персонала, систему учёта и отчетности, а уж тем более - программу подготовки и обучения кадров и консультационных услуг. Кроме того, вступая на путь развития по линии франчайзинга, компания становится очень открытой.

Степень развития франчайзинга может в целом стать показателем развития бизнеса в регионе, его силы, мощи, структурированности. И то, что казанские компании практически не выступают в качестве франчайзеров - повод для размышлений. У нас нет пока таких сильных местных торговых марок одежды, обуви, которые создали себе имя, концепцию, пригодную для тиражирования. Должна быть и специальная концепция управления бизнесом. Все стандарты, процедуры, необходимые для этого, в России только создаются. Так что тормозит рынок, его законы, готовность местных структур бизнеса, желание понять, вложить деньги в долгосрочные проекты.

В 2005 году известная татарстанская компания DOMO взялась за разработку франчайзинговой программы. Глава компании Антон Сайфутдинов ставил перед разработчиками задачу создать франчайзинг "с человеческим лицом". Это значит, что она должна включать в себя набор технологий, позволяющих франчайзи провести ребрэндинг своего магазина или сети по продаже бытовой электронике, начать новый устойчивый бизнес - одним словом, предлагать не только марку, но и отработанные технологии. Результат - в 2005 году компания DOMO вышла на потребительские рынки миллионников: Нижнего Новогорода и Омска. В планах - Удмуртия, Мордовия, Саратовская, Костромская и Ярославская области.

Франчайзинг перестаёт быть экзотикой. Его возможности примеряет на себя всё большее количество предпринимателей. И Татарстан - не аутсайдер. Что ж - побольше информации, открытости, организованности, поменьше правовых проволочек, и такая форма организации бизнеса, как фрнчайзинг, займет достойное место в структуре экономики республики.
Вернуться в ленту